Цифровые технологии лишили фотографию таинства
Юрий Белойван:
«Цифровые технологии лишили фотографию таинства»
Мы привыкли определять людей одним словом: бизнесмен, писатель, путешественник, художник… А Юрий Белойван и в ресторанном бизнесе личность известная, и путешествовать любит, и книги пишет, и увлекается скульптурой и фотографией, причём не просто «для себя» его персональные выставки проходят с большим успехом. В общем, человек с разносторонними интересами, развитыми до профессионального уровня. Начнём знакомство с самого «древнего» его увлечения.
- Юрий, как появилось в Вашей жизни такое хобби фотография? Или сейчас это нечто большее для Вас, чем просто увлечение?
- Я фотографирую с детства, лет, наверное, с десяти, когда родители подарили мне фотоаппарат. И я ходил в кружок при доме пионеров, где учили этому непростому делу ещё на старой технике. С тех пор я много чего наснимал, а когда появилась «цифра», стало проще хранить всё это. Плюс большое количество интересных поездок, впечатлений вторая причина, чтобы увлечься фотографией ещё больше. А лет пять-шесть назад я стал заниматься этим профессионально и устроил выставку «Ночные города», потом две выставки «Вершины» и вот недавно проект «Другие люди». В принципе, я фотографирую всё подряд, это потом уже из общего массива снимков выстраиваются тематические ряды.
- Чтобы выстроить тематический ряд, надо, чтобы тема внутренне уже существовала. Это выбор, который делается изначально и осознанно, или же всё происходит спонтанно, жизнь сама Вас подталкивает к какой-то теме?
- Всё вместе и осознанный выбор, и обстоятельства так сами собой складываются. Честно говоря, когда идёшь по Москве, как-то мало встречаешь лиц (не то чтобы красивых одухотворённых), которые хотелось бы фотографировать и показывать кому-то. А вот путешествия в экзотические страны, в какие-то «параллельные миры» дарят встречи с такими типажами людей, которые обязательно хочется запечатлеть как некую иную реальность, утраченную нами, жителями каменных джунглей. Раньше я людей не очень любил снимать и специально такой цели не преследовал, но понемногу такие фотографии стали накапливаться в моём архиве. Потом произошла знаменательная для меня поездка в Индию, куда я отправился с конкретной целью поснимать. Там раз в двенадцать лет собираются все от Далай-ламы или президента Индии до самого последнего нищего (до сорока миллионов человек). Результаты этого путешествия легли в основу выставки в Манеже. Я добавил ещё немного скульптуры, в которой тоже работаю, и родилась эта экспозиция «Другие люди». Как мне сказали, получился один из самых удачных проектов из выставлявшихся в последнее время в Манеже. Так что это происходит само собой: и цикл формируется, и его тема формируется.
- Я правильно понимаю, что выставки, посвящённой Москве и москвичам, в ближайшее время не предвидится? Эта тема Вас совсем не вдохновляет?
- Видите ли, у нас люди готовы о деньгах говорить 24 часа в сутки 7 дней в неделю, а о душе ни разу! А вот в этих экзотических, недоразвитых, как мы их часто называем, странах, там, наоборот, они очень много думают о душе, о духовном. И не только думают или говорят, но и делают что-то для развития своей души. У нас все усвоили, что зубы надо чистить минимум два раза в день, а душу сколько раз чистите? А ведь она пачкается гораздо быстрее, чем зубы. А все эти мучения и плохие мысли внутри вас откладываются на лице. Оттого такие лица и не хочется снимать. Да люди не хотят, чтобы их фотографировали, не понимают, зачем это, реагируют, как правило, очень агрессивно. Поэтому и иностранные фотографы снимают у нас либо бомжей, либо политиков… Если же говорить о Москве, о видах города, то, конечно, такие снимки у меня есть: я везде, где бываю, фотографирую помногу, так что, не исключено, что когда-нибудь дойдут руки и до привидения в порядок видов нашей столицы, но пока устраивать такую выставку в мои планы не входит.
- Ваши фотоработы цветные, а как Вы относитесь к чёрно-белым снимкам? Не знаю, не является ли это проявлением своего рода снобизма, но часто говорят, что такие фотографии более стильные…
- Нельзя сказать, что я не люблю чёрно-белое фото, сам иногда снимаю в этой гамме, но отношусь к этому достаточно спокойно, без придыхания, может быть, потому, что в своё время вдоволь наснимался в «ч/б» лет двадцать точно. Тогда цветное было плохого качества. А сейчас любую фотографию можно напечатать без цвета и получится это самое чёрно-белое, якобы стильное изображение. И все скажут: «Вау! Как классно!» Спросишь: «Почему?» Ответят: «Потому что чёрно-белая!» На мой взгляд, это момент моды. Можно и кино начать делать таким, а потом ещё и без звука его оставить и мы вернёмся к Чарли Чаплину? Но ведь это будет чисто внешнее сходство. Сейчас такое время рубеж веков, когда к нам возвращается декаданс, упадничество. Какие-то абсолютно новые идеи, которых не было доселе, реализовать очень трудно.
- Что возводит фотографию из обычного кадра, зафиксировавшего некую картинку из реальности, в ранг искусства?
- Приведу пример. Вот я скульптурой занимаюсь и спрашиваю своего учителя: «Вчера у меня всё так легко получалось, а сегодня я даже нос вылепить не могу! Почему, в чём дело?!» И он отвечает мне: «Вдохновение это называется!» Если человек делает что-то тупо, механически, то у него и получается, допустим, фото на паспорт или комсомольский билет. Если же он вкладывает свою, как модно сейчас говорить, душу, но я бы предпочёл сказать профессионализм, умение, видение, то, что есть внутри тебя, получаются работы, которые уже можно без сомнения называть искусством современной фотографии. Кто сомневается в этой простой самоценности фотографии, создаёт коллажи, композиции, фотошопы, но это уже не фотография в чистом виде. Я не любитель всех этих ухищрений. Всё зависит от автора, а не от аппаратуры ну как в пословице: «Не место красит человека, а человек место». Это так ясно становится, когда, к примеру, одно и то же место снимают разные люди, пользуясь той же камерой, но результат, картинка отличается на порядки. У одних (у большинства) выходят такие… туристические снимки, а у единиц образцы фотоискусства.
- А сами Вы предвидите, когда у Вас будет творческая удача, а когда фото, скорее всего, не получится?
- Ну сейчас ведь уже видно сразу же, прошли времена, когда мы с трепетом ждали проявления плёнки, а затем результата процесса печати. Цифровые технологии, с одной стороны, очень удобны, но с другой они полностью свели на нет интригу, которая столько лет в прежние времена сопровождала каждого фотографа на его пути от идеи до реализации. Сейчас эта временная дистанция, благодаря «цифре», сократилась, спрессовалась в один миг. И ушла эта романтика, тот трепет: получилось не получилось, нет этого сюрприза, таинства, если хотите. Так что тут речи о предчувствиях нет всё сразу ясно и зримо, наглядно. Ну а твой профессионализм зависит от практики и от того, чтобы ты с камерой не расставался, поскольку удачный кадр ты можешь поймать в любой момент, и надо быть готовым к встрече с красотой или какой-то необычной картинкой, которую захочется запечатлеть. Кто-то заморачивается на выставлении света, на каких-то профессиональных наворотах, на спецоборудовании, а я думаю должна быть камера наготове, и больше ничего не нужно.
Часто, кстати, конечный результат зависит и от умения фотохудожника общаться я имею в виду портреты. Надо ведь уговорить человека сниматься, если он заметит, что вы его снимаете, и воспротивится удачному снимку не бывать. Тут надо пустить в ход всю свою коммуникабельность. Это ещё одна причина, по которой я раньше, откровенно говоря, ленился делать портреты, но со временем я вошёл во вкус, и мне теперь нравится убеждать людей, приводить им какие-то аргументы, совершенствоваться в искусстве общения. Это тоже составляющая искусства фотографии. Оно ведь многослойно, как та же матрица в фотоаппарате: слой синий, слой белый… Ты можешь великолепно снимать, но, если ты человека «не поймал», не раскрыл его сущности в общении, то не получится выразить это в снимке. Это и к вопросу о вдохновении. Значит, оно тебя сегодня не посетило, если ты не смог быть заразителен в своём творческом порыве. Всё это намного важнее, чем свет и ракурс. Хотя, конечно, значение технических характеристик я не отрицаю.
- Старый добрый вопрос о творческих планах: что намереваетесь в ближайшем будущем взять в объектив своей фотокамеры?
- Я как тот чукча что вижу, то пою. Вот сейчас я в США Рождество, Новый год, и, наверное, я поснимаю то, что увижу красивого, возможно, это выльется в цикл фотографий с такой зимней праздничной тематикой почему бы и нет? А в феврале я поеду в Эквадор, в Перу там много чего есть интересного: вулканы, буйство первозданной природы, следы древних цивилизаций… Весной планирую двухмесячную поездку в Тибет .Там будут и люди, и пейзажи, камни. То есть вкупе с вдохновением этот «гастрольный» график и есть источник моих новых тем, предстоящих впечатлений, которые выльются в фотоциклы.
- Юрий, не будем делать секрета из того примечательного факта, что вообще-то Вы известный бизнесмен, владелец сети ресторанов «Тарас Бульба». Никогда не доводилось фотографировать именитых гостей своих заведений пользоваться удачно представившимся случаем?
- Я не стремлюсь запечатлеть знаменитостей, с которыми так или иначе меня сводит судьба. И дело тут не в том, кто из них посещает мои заведения. Интересные встречи происходят и помимо ресторанного бизнеса, но я предпочитаю ловить момент, заставать человека в естественной для него среде. А, к примеру, пересечения с известными политиками это чистая случайность, у меня не возникало ни разу желания их сфотографировать, потому что на этих снимках они были бы вырваны из своего контекста.
- Есть ли человек, которого Вы мечтаете сфотографировать?
- Это мои восьмидесятилетние дети в их восьмидесятилетнем возрасте, я имею в виду. Интересно было бы посмотреть, какими они станут в эти годы, как изменятся, что будет выражено на их лицах…
Текст: Галина Порту
ПРОФИ/Profi №1 (28) январь февраль 2011