Арарат. Венеция. Стамбул. Часть первая
I. “Город мертвец”
Когда в сентябре 2014 года я в группе из 6 человек летел в Турцию на гору Арарат, я не собирался нарушать свое обещание и писать о Венеции, Казанове или чем-то подобным. Именно обещание. Я дал его себе не писать о супер туристических местах этаких “городах мертвых”, где своя жизнь давно погасла и остались лишь одни воспоминания о великом прошлом. В таких местах, дела давно минувших дней собирают сотни тысяч и даже миллионы туристов со всего света. Но, не взирая на это, сам “город мертвец”, как и его почившие давно в бозе жители, разлагается подобно египетской мумии. Процесс этот медленный, но необратимый. Тление касается всего и каждый предмет или действие, традиция говорит лишь одно. Тех, кто жили этой жизнью, строили дворцы, палаты - больше нет.
Нет и их потомков. Не бродит по Сан-Марко потомок Казановы. Не заседает праправнук венецианского Дожа в роскошном дворце. Лишь толпа зевак, как и я когда-то глядел на сжигание мертвых в Катманду, пришла на чужие похороны.
Они не грустны и не веселы, только устали от жары и передоза увиденного. Сжимают терабайты фото, которые смотреть никто не станет. Даже их авторы забудут, как и об услышанном от навязчивых гидов. Лично мне больше нравится экскурсовод или групповод. Человек водящий стадо по достопримечательностям. У него нет цели, чтобы эти люди вернулись или полюбили этот город. Нет цели даже просто веселить или развлекать. Машина делает работу, выдавая цифры, имена и т.д., не глядя на собеседника и не отвечая на вопросы. Недаром их с успехом заменяют плееры с наушниками и номера, присвоенные экспонатам.
Мне не жалко групповода. Не жалко умерших Казанову и Дожа Мне жалко умирающую Венецию. Как красавицу-мать, не родившую детей - умершую в одиночестве без внуков. Каждый день приближается конец. Нет в этом ни перспективы, ни смысла. Если не считать смыслом развлечение толп туристов своей кончиной и похоронами.
Арарат
Но об Арарате. Это гора 5130 метров и находится она не в Армении, как думают некоторые, а в Турции. На границе с Ираном и Арменией.
Я давно не ходил в походы. После Эвереста сложно заставить себя страдать и мерзнуть из-за других вершин. Поход на Кайлас не в счет. Кора это скорее паломничество, а не альпинизм.
Вот идут годы, появляется неуверенность и пропадает форма. И я как старый солдат, снимаю саблю со стенки сверху над головой, а рубить никого не хочется. Но тут мои сотрудники, как дети в деревне - дедушка, а поведи нас в горы. Я и согласился.
Правда, тех, кто просил в этой группе не оказалось. Но и Ной не знал, где Ковчег причалит. Как известно, мы лишь предполагаем.
Я не стану рассказывать сколько людей сделали все возможное, чтобы восхождение не состоялось. Скажу лишь спасибо Епифановой Татьяне, бывшему руководителю отдела кадров. Она не раз обманывала в работе, обманула меня и людей и в этот раз. Зря я давал ей вторые и третьи шансы в этой жизни. Верить вновь патологическим лжецам и неряхам - это, как давать им еще раз выстрелить в тебя, когда один раз они уже промахнулись. Промахнулись и в этот раз.
В России у путешественника тяжелая судьба. Приходится доверять людям. От них зависит успех, а иногда и здоровье с жизнью путешественника. Но эти люди то ли не понимают, то ли карма такая. Ну да ладно. Собака сдохла, а караван идет. И наш караван уже в Стамбуле.
Нас пятеро, мы работаем вместе. Хотя я, вроде, как начальник, а они как мои служащие. Попытка отменить ранги и “отдыхать” как все не удалась. А в остальном все здорово. В группе нас шестеро, я, Андрей из Молдавии, Игорь, Люда, Настя (Украина) и Лена (Россия). И мы уже в Стамбуле.